Количество потенциальных банкротов среди граждан-должников в России достигло 689,7 тысяч человек, увеличившись за полгода на 10,9%. Такие данные на конец февраля 2017 года приводит Национальное бюро кредитных историй.
Закон о банкротстве физических лиц действует в России с 1 октября 2015 года, он был принят на пике проблем, связанных с падением курса рубля. Самой уязвимой группой на тот момент стали россияне, имеющие обязательства по кредитам. Новый закон позволил им через суд реструктуризовать набранные долги и даже полностью избавиться от долговой зависимости, распродав имущество и признав банкротство.
Формально под действие закона подпадают граждане, имеющие просроченный долг более чем 500 тысяч рублей сроком свыше 90 дней по всем видам розничных кредитов. Признание банкротом осуществляется через арбитражный суд, который должен установить, что человек не имеет возможности выполнить свои денежные обязательства. К ним относится вся совокупность обязательных для гражданина платежей, включая налоги, штрафы, оплату услуг ЖКХ и, конечно же, возврат имеющихся долгов по кредитам.
Гражданин имеет право обратиться в суд, если очевидно уверен в невозможности исполнить денежные обязательства или необходимые платежи в срок и при этом может подтвердить неплатежеспособность. Обязательство подать заявление о признании банкротом возникает, если выплата одному или нескольким кредиторам приводит к невозможности погашения других долгов, причем не менее чем на 500 тысяч рублей.
Одной из основных проблем при проведении банкротной процедуры на практике является ее стоимость: банкротиться по карману только состоятельному человеку.
В среднем расходы на банкротство физического лица оценивают от 45 до 55 тысяч рублей без учета затрат на услуги юриста и реализацию имущества. По данным Российского союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, на издержки процедур уходит около 56% от конкурсной массы должника.Дело в том, что сама процедура банкротства для человека без юридического образования сложна: нужно собрать массу документов, подготовить заявление и иметь представителя в суде. Арбитражные управляющие не горят желанием заниматься этой процедурой, поскольку вознаграждение за нее невелико. Управляющему предлагают поработать за 25 тысяч рублей за всю процедуру и 7% от размера удовлетворенных требований кредиторов, то есть за счет реализации имущества должника, если оно у него есть. Реализация имущества занимает шесть месяцев. Реструктуризация - от четырех месяцев и до трех лет. Причем, если план реструктуризации будет утвержден, то финансовый управляющий должен по закону наблюдать за его исполнением, составлять отчеты, и свои 25 тысяч он получит в конце этой процедуры (через 3 года.)
Как правило, арбитражники просят "доплатить" за свою работу с физлицами. В разных регионах России размер "доплаты" разный, но доходит до 150 тысяч рублей за процедуру. В Москве и Санкт-Петербурге эта сумма может достичь 400- 500 тысяч рублей. Есть управляющие, которые берут количеством и за счет этого снижают среднюю цену на свои услуги.
Т.е., воспользоваться законом о несостоятельности по карману только богатым людям
Богатым и знаменитым же личное банкротство как инструмент решения финансовых проблем пришлось по душе.
Владимир Кехман
Одиозный бизнесмен, «банановый король» и театральный менеджер всея Руси, Владимир Кехман пострадал от главного своего детища — группы компаний JFC, занимавшейся импортом фруктов.
В конце июля 2016 года Арбитражный суд Санкт- Петербурга и Ленинградской области признал Кехмана банкротом и ввел процедуру реализации имущества. Перед этим бизнесмен выкупил часть долгов своей дышащей на ладан компании и официально признал себя банкротом в Лондоне. К 2016 году долги Кехмана перед кредиторами достигли 9 миллиардов рублей, а общая задолженность группы JFC – порядка 18 миллиардов рублей. Ежемесячный же его доход, по словам его представителей, составлял всего 1,3 миллиона рублей.
Среди кредиторов Кехмана были названы Сбербанк (4,3 миллиарда рублей), «Райффайзенбанк» (420 миллионов рублей), «Промсвязьбанк» (1,7 миллиарда рублей), ООО «Аквамарин» (1,4 миллиарда рублей) и «Юникредит банк» (434 миллиона рублей). По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, на торги отправилось самое разное имущество: от яхты Bonanza! и автомобиля Rolls-Royce Phantom до коньячных бокалов и домашних тапочек. Разумеется, даже полная продажа всех вещей обанкротившегося Кехмана не покрыла бы его долгов перед кредиторами. Процесс не завершен до сих пор. Например запонкам за 260 тысяч рублей и икону Святителя Николая Чудотворца за 425 тысяч рублей до сих пор ищут новых владельцев. Сегодня Владимир Кехман продолжает работать в должности директора Новосибирского театра оперы и балета и Михайловского театра в Петербурге.
Аркадий Укупник
Композитор Аркадий Укупник задолжал гораздо меньшую сумму, чем Владимир Кехман, но и это ему едва не стоило финансовой репутации. В июне 2015 года суд после рассмотрения иска от Кунцевской межрайонной прокуратуры оштрафовал Укупника на 5 тысяч рублей за то, что тот не подал заявление о собственном банкротстве. Певец пытался оспорить решение, но жалобу суд отклонил. Осенью 2015 года Федеральная налоговая служба требовала признать артиста банкротом. ФНС подала в Арбитражный суд Москвы соответствующее заявление. В нем говорилось, что зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя музыкант с 2014 года не платил налоги и успел задолжать государству порядка 716 тысяч рублей. Сам Укупник обвинения отрицал и заявлял, что никаких долгов за ним нет. Арбитражный суд, в свою очередь, отказался возбуждать дело о банкротстве Укупника.
Ралиф Сафин
Ралиф Сафин, отец певицы Алсу, бывший сенатор от Алтая и один из основателей «Лукойла», в 2011 году занимал 192 строчку в списке Forbes «200 богатейших бизнесменов России» с состоянием в 500 миллионов долларов. Осенью 2015 года предприниматель оказался на грани разорения. Казанский банк «Зенит» в первый же день действия закона о персональном банкротстве подал иски против Сафина, а также его сыновей: бизнесменов Руслана и Марата. Глава семейства Сафиных успел задолжать 215 миллионов рублей. «Зенит» кредитовал их семейное предприятие — компанию «Марр Капитал».
До самого банкротства не дошло: было подписано мировое соглашение, по которому 140 миллионов Сафин выплатил уже к концу года, на 45 миллионов должен был предоставить отступное, а оставшиеся деньги обязался выплатить в течение трех лет. Дело о банкротстве Сафина, таким образом, было прекращено.
Тельман Исмаилов
Один из самых эпатажных российских бизнесменов Тельман Исмаилов известен в основном как бывший владелец Черкизовского рынка в Москве и вопиюще дорогой гостиницы «Мардан-Палас» в Турции. Он же оказался в числе «пионеров» по личному банкротству, когда в 2015 году банки получили возможность подавать в суд за долги не на предприятия, а на самих бизнесменов.
В 2015 году построенный за миллиард долларов отель «Мардан-Палас» был куплен турецким Halkbank за 123 миллиона долларов (вдвое ниже изначальной аукционной цены), а сам Исмаилов оказался должен банкам порядка 20 миллиардов рублей. В декабре 2015 года Арбитражный суд Московской области признал основателя группы АСТ банкротом и открыл конкурсное производство. В рамках этого дела сам Исмаилов подал заявление о вступлении в процедуру банкротства, но в ноябре суд определил оставить заявление без движения, потому что оно было подано с нарушением установленных требований. К тому моменту помимо «Мардан-Паласа» он лишился ресторана «Прага» и бизнес-центра «Тропикано» - их получила в собственность группа ВТБ.
Самый богатый депутат Андрей Палкин
Имя Андрея Палкина большинству россиян ни о чем не скажет, а между тем это самый богатый депутат Государственной Думы последнего созыва. Парламентарий от «Единой России», согласно его налоговой декларации, только за 2015 год заработал почти 1,5 миллиарда рублей, владеет 59 квартирами в Московской и Архангельской областях и является собственником 200 транспортных средств. На закономерный вопрос депутат в свое время ответил, что полтора миллиарда – это «общий валовый оборот возглавляемого им холдинга».
И вот со всем этим богатством в феврале 2017 года Палкин обратился в Арбитражный суд Архангельской области с просьбой признать его банкротом. Решение объявить себя банкротом Палкин объяснил налоговыми проблемами. По его словам, на момент получения депутатского удостоверения он должен был продать все свое бизнес-имущество, что он и сделал, но с рассрочкой на 10-15 лет. Причем продал он свою собственность сыну. Не получив денег от продажи, он все-таки обязан был заплатить государству налоги — порядка 62 миллионов рублей. Сын депутата тем временем ждет возврата НДС — более 63 миллионов рублей. Единственным способом оградить себя от дополнительных выплат и передать бизнес детям Палкин-старший счел личное банкротство.
Всем известно, что медиамагнат Дональд Трамп — один из самых богатых людей в мире. Он является президентом Trump Organization и основателем Trump Entertainment Resorts. Тем не менее, эти, казалось бы, могущественные корпорации, за время своего существования объявляли о банкротстве целых 4 раза!
Свежие комментарии