На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Среда обитания

129 подписчиков

Свежие комментарии

  • Геля Зарецкая
    Статья крутая и очень полезная, но я бы вообще отказалась от печатных книг, я за экологию. Сама читаю книги в электро...Куда пристроить н...

«МРОТ на замке»: зачем регионам собственный зарплатный минимум?

1452774842_rabotodateli-v-rossii-pod

Минимальная зарплата, как известно, является величиной федерального уровня, устанавливаемой на всей территории страны одновременно и распространяемой на всех без исключения трудящихся россиян. Но поскольку МРОТ, наряду с прожиточным минимумом, является одним из главных индикаторов благосостояния населения, а уровень жизни в зависимости от региона разнится, возникла необходимость определения данного зарплатного минимума в рамках субъекта федерации.

С тех пор каждый регион, исходя из собственного прожиточного минимума и прочих субъективных факторов, вправе самостоятельно определять, какой уровень зарплат должен быть в их области, краю республике или округе. 

Несмотря на такую возможность, практика определения регионального МРОТ не повсеместна.

Многие субъекты федерации уже давно повышают уровень минималки выше федерального, а, например, в Республике Коми, в 2017 году это будет сделано впервые. В это же время, Архангельская, Амурская области, Приморский край, Хакасия, Удмуртия, Смоленская область, Адыгея и многие другие используют общепринятый МРОТ. Если «и так сойдет», то зачем другие регионы определяют собственную минималку, и как это отражается на жизни их жителей?

 

Свой МРОТ ближе

Право на определение собственного внутреннего нижнего зарплатного уровня в регионе установлено в ст. 133.1 ТК РФ. Согласно ей, региональный минимум определяется местными властями по соглашению с работодателями и профсоюзными организациями, в котором должны быть учтены местные социально-экономические условия, прожиточный минимум и федеральный МРОТ, ниже которого определение регионального показателя запрещено. Установленный в конкретном субъекте, он распространяется абсолютно на всех работодателей, независимо от их участия в соглашении и позиции, кроме тех, которые финансируются из федерального бюджета. Единственная возможность отказаться от участия в нем – в течение 30 дней с момента подписания соглашения направить властям письменный мотивированный отказ, с протоколом консультация с профсоюзами и прочей, установленный в ТК документацией.

Регионы получили данное право еще в 2007 году, и с того момента этой возможностью воспользовались около 70% субъектов федерации. Тогда расчет делался на то, что регионы, имеющие такую возможность, смогут изыскать средства для поднятия МРОТа на местах, после чего удастся поднять федеральную минималку до достаточного уровня – она, напомним, согласно ст. 133 ТК, еще с 2004 года не может быть ниже прожиточного минимума. Да, норма существует, но не соблюдается, что лишь частично компенсирует региональный МРОТ.

mrot_3-825x510

 

Многие субъекты федерации за последние 10 лет таки смогли изыскать средства для повышения МРОТ в сравнении с общепринятым уровнем. Многие, но далеко не все. Так, в числе первых была Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Кемеровская область, Карелия, Якутия и т.д. Некоторым это позволило не только превысить величину федерального МРОТ, но и воплотить вожделенную мечту Минтруда – уравнять минималку и прожиточный минимум. Чтоб не напрягаться с расчетами, некоторые регионы попросту взяли ПМ в качестве мерила МРОТ – таковыми стали Новгородская, Липецкая, Калужская, Волгоградская области, Пермский край и некоторые другие. Стоит отметить, что многие регионы без проблем даже превысили собственные показатели ПМ, что стало отличным примером для других субъектов и федеральной власти.

Отметим, что министр труда Максим Топилин, в октябре 2016 года очередной раз заявил, что исполнение норм ст. 133 ТК, где МРОТ не может быть ниже ПМ, невозможно без региональной дифференциации минималки. По факту министр предлагает в будущем отказаться от федерального МРОТ, так что тем 30% регионов, которые еще не установили собственную минималку, судя по всему, скоро придется это сделать.

Региональный опыт

 

Примеры тех или иных регионов достаточно показательны – их практика может быть полезна для других регионов.

Например, в Ростовской области для получения адекватного регионального МРОТ использую форму: ПМ для трудоспособного населения +20%. В 2016 году это позволяло делать минималку, равную 11638 рублей, в 2017 году она превысит 12 тыс. рублей. Используя данную формулу, удается обеспечить относительно достойный уровень зарплат на предприятиях области. Стоит уточнять, что данный показатель обязателен лишь для бюджетных предприятий и тех, кто не успел вовремя и обоснованно отказаться от участия в соглашении. Но для желающих это сделать частников сделали «предложение, от которого они не смогли отказаться». Так, помимо всякого рода льгот, субсидий и форм государственной поддержки, таким предприятиям выдали «Сертификаты доверия», по которым они на 5 лет освобождаются от плановых надзорных проверок, с возможностью его продления еще на 3 года, в случае отсутствия нарушений.

 

Интересна практика некоторых дальневосточных регионов, например, Хабаровского края. Тут, в частности, установлено несколько минималок, исходя из района проживания и трудоустройства. Так, на юге региона МРОТ составляет лишь 80% от прожиточного минимума, что равняется 11,4 тыс. рублей. А вот для жителей районов, приравненных к Крайнему Северу, МРОТ составит уже 87% ПМ или 12,4 тыс. рублей. В самих районах Крайнего Севера МРОТ приравнен к прожиточному минимуму, достигнув 14,2 тыс. рублей, а в некоторых даже превышен на 8%, составив 15,5 тыс. рублей.

1482740197_dengi

Приятно радует региональный МРОТ жителей Кемеровской области – тут он установлен по формуле: ПМ для трудоспособных + 50%, достигая таким образом 13,9 тыс. рублей. В 2016 году региональная минималка превышала прожиточный минимуму и в Северной столице, находясь на уровне в 11,7 тыс. рублей. Но с начала 2017 года зарплатную политику региона решено резко поменять – теперь, дабы побороть серые схемы, в Санкт-Петербурге минимальная зарплата составляет 16 тыс. рублей. Такие меры неслучайны – при средней зарплате по стране в 30 тыс. рублей, в Питере она находится на уровне в 48-50 тыс. рублей. Более того, официальная статистика фиксирует в регионе недостаток рабочей силы, что требует привлечения работников из других регионов. Логично, что это заставляет работодателей делать конкурентные зарплатные предложения.

Когда денег нет

Само понятие регионального МРОТ, безусловно, полезно для трудящегося населения регионов, особенно для тех, кто относится к низшей зарплатной сетке. Его преимущество в том, что он позволяет учитывать региональные социально-экономические особенности, в том числе и уровень цен, и состояние экономики субъекта. Более того, это способствует диалогу между властями, правозащитниками и бизнесом, который в иных условиях наладить не удается. Помимо этого, региональный МРОТ позволяет бороться с серыми схемами, увеличивая налогооблагаемую базу и принося лишние деньги в бюджеты регионов. Но все это имеет смысл, когда регион обладает собственными доходами, превышающими расходы. А учитывая то, что множество регионов России являются дотационными, вообще странно, как они смогли позволить себе поднятие собственного МРОТ.

Очевидно, что те, кто до сих пор еще не ввели собственный МРОТ, попросту не имеют такой возможности, ведь «зарплатный груз» минималки ляжет не только на частников, которые имеют право от него отказаться, а в первую очередь на муниципальную и региональную казну, из которой придется поднимать зарплаты бюджетникам. Наиболее ярким примером такого положения можно назвать Приморский край, где прожиточный минимум, даже после его понижения в 2016 году превышает 13 тыс. рублей, в соотношении с которым федеральный МРОТ, действующий в регионе, составляет лишь немногим более 55%.

wpid-3896616

Надеяться на повышение МРОТ за счет федеральных дотаций также не приходится – с 2016 года центр пытается уменьшать объем отчислений для региональных бюджетов, за счет чего многим из них приходится сокращать ранее финансируемые программы. Кроме этого, давление оказывают «майские указы», во исполнение которых региональная власть за собственный счет должна обеспечить поднятие зарплат медикам (до 200% от среднерегиональных) и педагогам (до 100% от среднерегиональных), так что о какой-либо инициативе самостоятельно поднимать МРОТы там, где они до си пор пока не подняты, говорить пока не приходится.

В этом году данный список пополнился Орловской областью и республикой Коми, что уже достижение – эти регионы не входят в список самых обеспеченных. Хотя, если инициативы главы Минтруда таки будут реализованы, и региональный МРОТ станет обязательным, причем в целях достижения регионального прожиточного минимума, многим субъектам федерации придется затянуть пояса потуже.

Мсточник

Картина дня

наверх