На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Среда обитания

129 подписчиков

Свежие комментарии

  • Геля Зарецкая
    Статья крутая и очень полезная, но я бы вообще отказалась от печатных книг, я за экологию. Сама читаю книги в электро...Куда пристроить н...

Что показали выборы в Приморье, Хабаровске и Владимире

Существующая партийно-политическая система перестала быть средством улаживания конфликтов и стала средством их порождения.

Политическая система в России переживает фазу нарастающего кризиса легитимности. Выборы в Приморье и Владимирской области показали - случись сегодня выборы в Госдуму, катастрофа политической системы в национальном масштабе неизбежна. Вместо гражданского мира может вспыхнуть гражданская война. Если экстраполировать выборные сюжеты регионов на всю страну, то ясно одно - страна очередные выборы с нынешним составом партий не выдержит, и пока власть не готова это осознать. Во всяком случае, была не готова до окончания выборов. После их окончания неизбежное осознание пришло.

Сейчас аналитики судят, что в прошедшем противостоянии власти и избирателя больше - провалов региональной власти или неприязни к центру. Очень велико искушение все грехи списать на регионы. Но это было бы искажением картины. Если регионы плохи - это вина центра. Если ребёнок хулиган, виноваты родители. Понятно, что каждый проблемный регион проблемен по-своему. Но общим фактором повсюду является проецирование на местную власть недовольства населения политикой центра. Именно политика центра вызвала тот всплеск раздражения, который наложился на недовольство местной властью, которую воспринимают как продолжение власти центральной. Тарасенко как губернатор был наилучшим кандидатом из всех имевшихся, и уж, разумеется, выше на несколько голов, чем победивший его Ищенко. Но именно принадлежность Тарасенко к партии власти стала причиной его неприятия избирателями. То же самое произошло во Владимирской области.

На первом месте в мотивах избирателя, конечно же, накопленные местные проблемы. Владимирская область - образец депрессивности и упадка. Зарплата низкая, кондуктор трамвая на 1,5 ставки - 10 тыс. рублей, с работой трудно, молодёжь давно потеряна, повально курит и матерится, народ работает в Москве вахтовым методом или ежедневно ездит туда, тратя на дорогу только в одну сторону 3 часа 40 минут. Область живёт тем, что предоставляет Москве территории под свалки мусора. Годами ничего не делалось для изменения положения. Население пережило отчуждение от Москвы, от своей власти и от прочих российских регионов. Налицо типичный конфликт "Центр - провинция", являющийся разновидностью конфликта "город - деревня".

И в этой ситуации возникает сначала переназначение правительства во главе с Медведевым. Потом скачок цен и информация о росте налогов. Потом пенсионная реформа. Негативный образ местной власти в глазах населения сливается с негативным образом власти центральной. Люди утратили надежду на изменения и проголосовали протестно. В первый тур вообще едва за 25% пришли голосовать. Это, по сути, бойкот. Из тех, кто пришёл, половина бюджетников, которых обычными методами заставили. И тем не менее оставшиеся избиратели перевели выборы во второй тур. Во втором туре пришло почти 40%, люди поняли, что могут отомстить - и месть состоялась. Теперь во Владимирской области Сипягин, как его называют - человек без лица - победил не потому, что он лучше, а потому, что Орлова надоела и она от власти.

Эффект пенсионной реформы был и в Хабаровском крае, но там добавилась местная фактура. Поддерживаемый властью Шрот, наиболее компетентный из всех кандидатов, был отвергнут и проиграл некоему Фургалу от ЛДПР. Который вообще не собирался становиться губернатором и шёл как обыкновенный спойлер. Врач, коммерсант, бывший депутат Госдумы, ни дня работы в органах местного самоуправления - трудно представит более неподходящую фигуру на пост губернатора. Собственно, всех спойлеров так и подбирали.

Но народ, загнанный в угол, подорвал себя вместе с системой. СМИ иронизируют: технические кандидаты стали техническими губернаторами. Не имея реального выбора, народ выбрал спойлеров. "Вы так? Значит и мы так. Вы нам кукол для голосования - мы их и выберем". Только бы не кандидат от партии власти.

Так, по сути, победил кандидат "Против всех", имени которого не было в бюллетене. Народ прекрасно понимает, что новые губернаторы на много голов хуже прежних. Что как администраторы они никто, даже обычное заседание провести не умеют, вся власть перейдёт к аппарату, а сами губернаторы начнут строить с нуля отношения с центром и местными бизнес-элитами.

Это значит, что два года как минимум губернатор будет неработоспособен, его аппарат будет в состоянии подбора кадров, а проблемы региона решаться не будут. Но если власть не хочет слышать народ, то и народ не хочет слышать власть. Голосовали опять эмоциями, а не рассудком. Сделали хуже всем, но временное удовлетворение получили. Заварили кашу - пусть теперь власть расхлёбывает.

По сути, зашедшая в тупик в диалоге с народом власть перебрала все методы воздействия из освоенных. Лично президент рекомендовал кандидатов. Не помогло. Пробовали вбросы - оказалось только хуже: кроме назревавшего бунта хабаровчане начали массово портить бюллетени, ожидая вбросов и у себя. Мобилизация бюджетников не помогла. Зимин со второго тура в Хакассии снялся. Даже срочный возврат в нулевые - приглашение политтехнологов, мастеров чёрного пиара - не помогло. Политтехнологи, игравшие за власть, проиграли. Весь наличный инструментарий показал неспособность работать как прежде и давать результат. Что делать - это вопрос, на который сейчас нет ответа.

Да, Кириенко действительно вышел из положения лучшим образом - он не стал любой ценой продавливать кандидатов власти и тем самым спас систему власти от кризиса легитимности. Нынешние победители, как бы нелепы они ни были, тем не менее легитимны. Хотели этих? Нате. К системе формирования власти претензий нет.

Некоторые агентства пишут, что цена для Кириенко была огромной. За две недели он якобы вошёл в конфликт со всем основными силами и игроками на поле Приморья, Хабаровска и Владимирщины. Из групп влияния названы группы Тимченко, который не поддержал Тарасенко в вопросе крабовых аукционов, Сечиным, у которого свои интересы в Хакассии и которому был нужен Зимин, с Патрушевым и Ивановым, у которых колоссальное досье на Сипягина, такое, что того хоть сейчас можно привлекать по многим вопросам, с Володиным, который, как известно, предпочитает карусели и вбросы отмене выборов, с Семьёй, представители которой потеряли губернаторов с налаженными отношениями.

В Хакассии проявился конфликт в ЕР, когда единоросс Зимин обнаружил финансирование КПРФ от единоросса Хора, которому не нравились планы Зимина увеличить налогообложение угольных предприятий Хора. То есть правая рука Грефа Хор натравливает пенсионный протест против своей же партии власти ради выбивания угрожающего его интересам однопартийца, играя против своей же партии. Это как? Арбитраж Центра уже не сработал.

Но есть и другая информация. Близкие к Кремлю источники утверждают, что Кириенко с самого начала давал негативный прогноз для 17-ти кандидатов от власти, три из которых подтвердились. Причём Кириенко лично несколько раз предупреждал об этом самого президента, предлагая срочно заменить их на молодых, не связанных с силовиками и бизнес-кланами выдвиженцев, прошедших губернаторскую учебную программу А. Комиссарова. Именно такой выдвиженец и пойдёт на новые выборы в Приморье. Но под давлением Сечина, Чемезова, Патрушева и Шойгу прежние кандидаты были оставлены и предсказуемо проиграли.

Таким образом. Кириенко не ослабил, а укрепил свои позиции, доказав им, что был прав. А вот у В.Суркова позиции действительно пошатнулись. Как известно, его политтехнологи провалились на этих выборах везде, и сейчас они теми же методами работают в ДНР, где уже возник скандал, так как группа Суркова всячески тащит Д.Пушилина, которого очень не хочет местная общественность. Чтобы избежать повторения приморского сценария в ДНР, Владимир Путин срочно дал указание собрать аналитику из других источников. Не из тех, что поставляется от Суркова и близких к нему сотрудников ФСБ. Всё это подтверждает версию об усилении аппаратного веса Кириенко и о качестве его прогностических способностей.

Говорят, больше всего не рад всему происходящему Жириновский. Возможно. Ему такое углубление в борьбу за власть точно не нужно. Не улучшил Кириенко отношения и с силовиками на местах - они недовольны тем, что в политику региона в результате выборов вернулись структуры, завязанные на криминал. Но это уже специфика Приморья, там, вдали от Центра, собственность и власть обретали и удерживали "мужчины, которым совестно таскаться по судам", как писал Л.Филатов.

На фоне конфликта в элитах начинается процесс утраты целостности поля власти. Некие группы опять в состоянии захватывать регионы. Сфера общественного конфликта расширяется на весь регион. Напряжения местным элитам добавляет контекст предстоящего трансферта федеральной власти в 2024-м году. Тут полно слухов и это вносит дополнительную нервозность. В завязанном на Китай и Японию Дальнем Востоке усиливаются кризисные явления всвязи с риском закрытия азиатских рынков и курс центра на собственные силы. Местные элиты, выросшие не на производстве, а на торговле с Китаем и Японией, это не устраивает, так как грозит потерей прибылей и власти. Во всяком случае, губернаторский корпус ожидают массовые чистки. Вот ещё одна тема для конфликта интересов центра и регионов.

Кроме того, в элитах центра циркулируют слухи о грядущей чистке в силовом блоке и предстоящей отставке кабинета министров во главе с Медведевым, на чьё место ожидается назначение Набиуллиной. Регионалам это спокойствия не добавляет. Такое кадровое решение, если оно случится, понятно, будет встречено в обществе дополнительным раздражением, и не успокоит протестные настроения, а лишь усилит их ещё более. И это при том, что конфликт с Западом затяжной и падение уровня жизни так же затяжное. Во всяком случае, весь 19-й год нам обещают адаптацию экономики к изменившимся ценам и налогам, а настанет ли в 20-м году улучшение - никто не знает точно.

Эксперты говорят о подрыве партийной системы. Да, она подорвана, но не сейчас, а давно, ещё с 2016 года. Ни одна существующая партия не пользуется массовой поддержкой в обществе. Эту систему как-то терпели, пока всё было хорошо, но с ростом кризиса, когда нужны срочные перемены, такое становится нетерпимым. Известно, что президент Владимир Путин негативно отнёсся к идее создать левоцентристскую партию из партий ЛДПР, СР, "Родина" и кого-то ещё. Это правильное решение. Такое механическое слияние вызвало бы только насмешливые комментарии и углубило бы кризис легитимности партийной системы.

Вся проблема в том, что формировать новую партийную систему нужно поближе к выборам, года через два-три. А до этого опорой всех парламентов должна быть существующая конструкция во главе с ЕР и спойлерами в лице КПРФ, ЛДПР и СР. Надо было как-то дотянуть с этой конструкцией до начала двадцатых. Но получается так, что дотянуть не выходит. Начинать нужно сейчас. Система начала распадаться раньше запланированного времени.

Все принимаемые меры направлены именно на то, чтобы оттянуть на год-два начало коренных реформ в этой области. Но развитие экономического кризиса и его перерастание в политический могут не оставить этого времени, и когда прилёт пора решать, ситуация может начать выходить из-под контроля. Для президента это чревато тем, что его возможности арбитража сужаются. Полное падение всех рейтингов сделает легитимную трансформацию режима невыполнимой.

Системе нужны успехи. Успехов пока нет, а это единственное, что делает власть легитимной. Однако ясно - с существующими партиями успехов не будет. Партии перестали быть инструментом согласования интересов элит и общества. Общество сносит существующие партии. Если это проигнорировать, общество начнёт снос институтов, этим партиям подконтрольных.

Что- то нужное делать с проблемой зависимости губернаторов от руководства крупных компаний, расположенных на их территории. Хор с каждой тоны экспортируемого угля платил 30 рублей налогов вместо 300. Отказ Зимина от второго тура после его конфликта с Хором, показал, что пока легче убрать губернатора, чем обязать местного олигарха платить налоги. Это тоже система и с этим тоже надо что-то делать. Оставить системный дефект и одновременно улучшить систему - нереальная постановка задачи. Когда одни в офшорах, а другим пенсии откладывают – такая система в кризис долго не протянет.

Сейчас выборы кончились. Активность утихнет, и власть получит два года передышки. Но процессы общественного брожения и формирования новых конфигураций в группах влияния не прекратятся. И когда придут следующие выборы, выяснится, что нет ни институтов, ни инструментов для нового согласования. Существующие с этим уже не справляются. Поэтому медлить с политической реформой нельзя и начинать её следует уже после выборов президента. Не в 2021, а в 2019 году. Этих двух лет в запасе у страны уже нет.

Пока народ видит в выборах не способ назначения работоспособной власти, а способ мести, выборы будут не снимать кризисы, а порождать их. Ни отказ от выборов, ни расширение числа партий-спойлеров тут вопроса не решают. Проблема больше не решается в направлении повышения уровня манипуляций ради сохранения господства имеющихся структур. Нужно менять эти структуры, менять систему партий и политического представительства. Нынешние партии превратились в коммерческие конторы. Народ мстит иррациональным протестным голосованием потому, что не видит в имеющихся партиях своих представителей.

Да, мы опять получились немного не готовы к очередной войне, но для нас это не критично. Обычно мы потом догоняем упущенное. Важно сейчас не затягивать с назревшими решениями и не подменять чисткой персон реформы недееспособных институтов.

Источник

Картина дня

наверх