На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Среда обитания

129 подписчиков

Свежие комментарии

  • Геля Зарецкая
    Статья крутая и очень полезная, но я бы вообще отказалась от печатных книг, я за экологию. Сама читаю книги в электро...Куда пристроить н...

Чтобы старость была в радость: новая система ухода за пожилыми и инвалидами

В нашей стране — впрочем, как и в остальном мире — множество пожилых людей, которые нуждаются в помощи.

Речь идет не просто о финансовой и моральной поддержке. И людям с начинающейся деменцией, и с проблемами, связанными со старческой астенией, и уж тем более тяжелобольным, прикованным к постели, не способным не то что ухаживать за собой, но и просто сидеть в кровати, требуется постоянный уход. Эти люди становятся зависимыми от посторонней помощи.

Ещё несколько лет назад россияне, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию, нередко оставались один на один с собой, семьи считали естественным, что это их проблемы.

Ведь весь груз обязанностей по уходу за пожилыми и немощными ложился на плечи семьи, нередко кому-то из родственников приходилось оставлять работу.

Ведь нанять сиделку – огромная проблема, т.к. государство готово добавить к пенсии подопечного 1200 руб. (обещают 10 000, но когда это будет…) для оплаты услуг родственника, соседа или постороннего человека, взявшего на себя обязанности по уходу. А это – ничтожно мало, тем более, что такой человек не должен получать официальную зарплату, пенсию или пособие по безработице.

По данным Росстата, почти 9 млн граждан России старше 15 лет — чуть меньше 6% — ежедневно бесплатно ухаживают за своими близкими, нуждающимся в помощи.

При этом служба социальной помощи на дому сейчас оказывает такие услуги лишь 1,5 млн человек.

Трудность заключается в том, что специалисты социальной службы не имеют права оказывать медицинскую помощь, а также не располагают свободным временем, чтобы уделить достаточно внимания одному пациенту.

Какой уход за пожилыми и инвалидами предлагается сейчас: приходящий социальный работник на дому, отделения сестринского ухода в больницах, дома престарелых, геронтологические центры; специализированные интернаты и хосписы (не везде).

Справка. В стационарных организациях социального обслуживания на территории РФ проживает 250 тыс. человек. Чтобы получить право на получение такой услуги, необходимо обратиться с заявлением в муниципальное управление социальной защиты и подтвердить потребность в долговременной государственной опеке.


По официальной статистике на начало 2018 года в России действовало 584 дома-интерната для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, в которых проживали свыше 79 тысяч человек. Более 1,1 млн человек являются получателями социальных услуг на дому.

Но вся беда в том, что около 80 интернатов для граждан пожилого возраста и инвалидов на начало прошлого года находились в ветхом и аварийном состоянии или требовали реконструкции. А о комфортности проживания в них вообще речь не идет.

Но, с 2018 года в России начал работать пилотный проект по созданию системы долговременного ухода — программы, призванной обеспечить пожилым людям (а на самом деле и людям с инвалидностью, которая, увы, не связана с возрастом) достойную жизнь. Система создается в рамках реализации национального проекта «Демография».

С чего все начиналось?

В июле 2017 года Владимир Путин был в Петрозаводске и встретился там с представителями ведущих благотворительных организаций и волонтерского движения.

«Возможно ли сделать отдельную программу, которая на государственном уровне решала бы все системные вопросы долговременного ухода, собрала бы элементы медицинской, социальной помощи вокруг пожилого человека, которому нужны помощь, уход в самом широком, современном смысле?» — спросили президента, и он пообещал обязательно обсудить этот вопрос с правительством.

Машина раскрутилась быстро. Поручение президента было сформировано в считанные недели. Минтруд определил шесть пилотных регионов.

И уже в 2018 году проект стартовал в Волгоградской, Костромской, Новгородской, Псковской, Рязанской и Тульской областях.

Для всех этих регионов проблема долговременного ухода стоит особенно остро. К примеру, в Псковской области пенсионером является каждый третий житель, в Костромской — порядка 27% населения относятся к людям старшего поколения.

Всего на 1 января 2019 года в пилотных регионах выявлено более 303 тыс. гражданин пожилого возраста и инвалидов, признанных нуждающимися в социальном обслуживании.

В 2019-м системой долговременного ухода планируется охватить в пилотных регионах почти 36 тыс. человек (8%), в 2020 году — около 60 тыс., в 2021 году — не менее 84 тыс. человек (16%).

В этом году решать задачу будут уже 12 регионов: Республики Мордовия и Татарстан, Камчатский и Ставропольский края, Волгоградская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Новгородская, Рязанская, Тульская области и Москва.

К окончанию нацпроекта, к концу 2024 года, система будет создана во всех субъектах РФ. В общей сложности на внедрение системы долговременного ухода в России на ближайшие шесть лет предусмотрено 10,7 млрд рублей из федерального бюджета.

Главная особенность новой системы — так называемый «выявительный принцип». Если раньше социальные и медицинские услуги пожилым и инвалидам предоставлялись по обращениям и заявлениям граждан, то теперь сотрудники социальных служб сами определяют необходимость в той или иной помощи.

Чтобы определить, что же нужно конкретному человеку, к нему приходят специалисты и делают общую оценку состояния, по которой относят его к одной из 6 групп. Шестая группа — это фактически однозначно постоянный профессиональный уход в стационарных учреждениях. Предыдущие группы — в разной степени нуждаемость в услугах как социальных работников, так и медиков.

Оценивается все: условия проживания, удобства, наличие родственников, способных и желающих ухаживать. Затем составляется индивидуальная программа получения социальных услуг.

Согласно этой новой программы, во всех центрах социального обслуживания открываются пункты проката средств реабилитации. Чем они могут помочь? Например, после инсульта или автомобильной аварии человек оказывается прикованным к постели. Что ему нужно дома? Прежде всего, поручни — если есть задача его поднять, а она есть. Ему нужны специальные приспособления в кровати. Ему нужна многофункциональная кровать, чтобы он мог менять положение тела. Нужны столики на кровати…, нужно перестроить пространство, где человек перемещается: прихожая, туалет, ванная …

Сама система долговременного ухода включает в себя социальный патронаж на дому и полустационарную и стационарную формы обслуживания. Полустационары — это центры клубного типа для дневного пребывания пожилых людей и инвалидов.

Ведь в стационар (геронтологический центр, то есть бывший дом престарелых или психоневрологический интернат), человека следует определять в крайнем случае — например, одинокого, лежачего или малообеспеченного.

В дальнейшем предлагается создать еще, так называемую, «социальную передышку». Это возможность для родственников съездить в отпуск, оставив своего подопечного, например, в геронтологическом центре.

Собственно, стационары в регионах уже есть, но сейчас началась постепенная перенастройка этой системы.

В домах престарелых переобучают персонал. Увеличивают штат, чтобы на каждую санитарку приходилось не 15 тяжелых больных, а три-четыре. Добавляют медиков и досуговых работников. По-другому организовывают пространство…

Когда запускались пилотные проекты, наши работники социальной сферы съездили в Израиль, страну, которая славится высоким уровнем медицины и социального обслуживания. Что же они там увидели? А ничего особенного - все, что делают израильтяне, можем делать и мы. Ничего космического там не было. Была просто любовь к людям, уважение к старости и к немощи…

Делегацию нашу, конечно, возили и в VIP-резиденции, где содержание одного человека стоит на наши деньги 250 тысяч рублей в месяц. Но там им просто показали: вот это космос; вы тоже можете привлечь инвестиции и иметь такие резиденции у себя.

В основном же показывали обычные, часто — негосударственные учреждения. Они увидели обыкновенных бабушек с прическами, с лаком на ногтях, который сочетается с цветом кофточек. Ходили они не в байковых халатах, а в красивой одежде.

В Израиле их убедили, что человек не должен есть в своей кровати. Нужно, чтобы у каждого была индивидуальная инвалидная коляска, чтобы посадить человека и увезти в специальную обеденную зону. То же самое и с туалетом. Проще, конечно, поменять памперс, но израильтяне считают, что человек должен, если у него совсем не утрачены мозговые функции, пользоваться туалетом. Даже если он лежит. Соответственно, к нему нужно подойти, помочь ему сесть в коляску, довезти до туалета…

А если человек лежит и не может подняться, то и в этом случае ему создаются условия для нормального существования: он не должен просто смотреть в потолок, ему дают планшет, с которым он будет заниматься, либо телевизор в зоне его прямого обзора. В Израиле у старичков много наушников: каждый может смотреть в планшете свой мультик…

Нашим же пожилым, да еще и лежачим, иногда просто нечем заняться. Значит, нужно научить персонал занимать своих подопечных.

Ведь уход в современном смысле это не только помыть, покормить, переодеть. Он нужен для того, чтобы человек продолжал достойно и долго жить, сохранять связи с друзьями, мог быть занятым и полезным другим…

Только съездив в Израиль, наши специалисты поняли, что в уходе важна каждая мелочь. Например, совершенно простое приспособление: несущие роллинги на потолке, по которым движется ткань, — это позволяет сделать зону индивидуального существования для человека.

Хочешь — убрал шторку-ширму, хочешь — задвинул. А гигиенические процедуры возможны только в таком варианте.

Вроде бы все просто и понятно, но удивляло другое: как же сами-то не додумались? И так – по многим вопросам…

Прошел год, как в нашей стране был запущен этот пилотный проект. Что же у нас изменилось?

К примеру, в Костромской области выявляют старческую астению — патологию, характеризующуюся снижением физической и функциональной активности. Небольшой тест из семи вопросов позволяет врачу-гериатру составить для пожилого человека индивидуальную программу, чтобы он оставался здоровым и активным как можно дольше.

В Новгородской области за год реализации пилотного проекта организовали офтальмологическое обследование для почти тысячи человек, которые живут в домах-интернатах. После обследования людям купили необходимые медикаменты, очки, некоторым провели операции по коррекции зрения.

В Рязанской области тем временем стараются оказать социальные услуги в обстановке, максимально приближенной к домашней. За пожилыми людьми и инвалидами присматривают в специально оборудованных двух— и трехкомнатных квартирах, расположенных на первых этажах многоквартирных домов.

Кроме того, всем пожилым подопечным Центра социальной помощи раздали планшеты и часы с тонометром, кнопкой SOS и связью. Ведь соцработник не может быть рядом 24 часа в сутки. Он приходит один раз в день, а дальше на связи пожилому человеку помогают оставаться современные гаджеты.

Планшеты для пенсионеров стали средством от одиночества. Люди, месяцами не выходившие из квартиры, теперь могут позвонить по видеосвязи любому сотруднику Центра социальной помощи или родному человеку, рассказать о своей проблеме и просто поговорить.

Часы отслеживают колебания давления, пульс и передают данные в социальную службу. Они также напомнят, когда пора принимать лекарство.

Разобраться с гаджетами пожилым людям было непросто. Вместе с устройствами из раздали подробные памятки, освоить часы и планшеты помогали соцработники и волонтеры.

В Псковской области возводится первый в России социальный городок для пенсионеров и инвалидов, социальное учреждение нового типа, которое принципиально отличается от государственных интернатов.

Социальный городок, который планируется открыть в начале 2020 года, будет представлять собой что-то вроде санатория: это комплекс малоэтажных многоквартирных домов, где смогут разместиться около 130 человек. Количество квадратных метров на одного человека будет существенно больше установленных нормативами, которые существуют в современных домах-интернатах.

Кроме жилых домов в социальном городке возводятся административные здания с круглосуточным медицинским постом, массажным и процедурным кабинетами, а также дневным стационаром на три места с необходимыми помещениями. Здесь также разместится тренажерный зал, библиотека, центр по обучению компьютерной грамотности граждан пожилого возраста и инвалидов, парикмахерская, аптека и часовня. Строительство всего комплекса ведется с учетом создания безбарьерной среды.

В городе Волжском Волгоградской области для дневного пребывания пожилых людей открыли так называемый "дедский" сад - его "воспитанникам" уже за 60. Причем платить за это родственникам не надо.

Пенсионеров объединили в группы по 20 человек. С ними занимаются адаптивной физкультурой. Кружки и секции, утренники и чаепития. Двухразовое питание по расписанию.

В "дедсаду" разработана специальная программа для тренировки памяти, внимания, мелкой моторики рук. Эти группы созданы в помощь родственникам пожилых людей, которые могут передать бабушку или дедушку в надежные руки и в течение дня спокойно заниматься работой. Есть возможность сэкономить на сиделке, но при этом нет необходимости на долгое время полностью отрывать пожилого человека от семьи.

Для оформления в отделение необходимо получить в поликлинике по месту жительства справку о состоянии здоровья, а также копию индивидуального плана лечебно-реабилитационных мероприятий от врача гериатра или невролога. Основное условие - человек должен быть транспортабелен. И не важно, ходит он с палочкой, ногами или ездит в инвалидном кресле.



Сделано, конечно, ещё не слишком много, но работа, тем не менее, начата. И, если все это так же продолжится, и система будет правильно выстроена, тысячи трудоспособных россиян, ухаживающих за родственниками, смогут выйти на работу, а их подопечным будет обеспечен достойный уход.

Картина дня

наверх